МУ "Cпортивная школа олимпийского резерва № 2"

 О психологии спорта

Психология спорта является довольно молодой областью психологической науки. 

Говоря о задачах, которые решает спортивная психология, нельзя не сказать о центральной фигуре данного направления в психологии –  психологе. Именно  психолог работает со спортсменом, позволяя ему решить следующие основные задачи:

1. Повышение общей эффективности тренировочного процесса за счет выработки нужного уровня мотивации, четкой ориентацией на конкретную цель, а также формирования нужных двигательных умений и навыков.


2. Создание необходимых психологических условий для достижения лучшей психологической выносливости, высоких показателей силы, ловкости, а также для развития специализированных видов восприятия.


3. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям


4. Психическая регуляция


5. Формирование личности спортсмена для лучшего взаимодействия с тренером, а также другими спортсменами в команде.


6. Повышение у спортсмена силы воли в ситуациях, когда этот показатель находится либо на недостаточном для успешных спортивных выступлений уровне, либо этот показатель слишком высок и есть риск того, что спортсмен может «перегореть» еще до старта соревнований.


7. Оперативная помощь спортсмену. Подразумевает работу со спортсменом в самые напряженные для него моменты – от снятия предстартовых волнений и работы со стрессом до помощи в случае неудачных выступлений и связанных в связи с этим переживаниями.

 

Направления спортивной психологии

Прежде всего, деятельность спортивного психолога заключается в  психологическом сопровождении всей спортивной жизни спортсмена и включает в себя следующие основные направления:
1. Психодиагностика
2. Индивидуальная психологическая подготовка спортсмена
3. Психологические тренинги – индивидуальные и коллективные
4. Ситуативное управление поведением и состояний спортсмена

 

Психолог помогает сформировать у спортсмена такие качества как целеустремленность, осознанность, концентрированность, уверенность, обучает приемам релаксации, визуализации, способствует грамотной переодизации тренировочного процесса.

 

Психология переживания в спорте

 

Поражение, проигрыш, значимый неуспех – одни из базовых переживаний личности. Ситуации, провоцирующие соответствующие переживания, встречаются в любой деятельности на протяжении всей жизни, и поэтому отношение к неуспеху является важной характеристикой личности, определяет поведение человека во многих ситуациях.

В этой статье, автором которой является Евгения Олеговна Тихвинская(спортивный психолог, преподаватель кафедры спортивной психологии), представлены основные направления работы со спортсменами по преодолению данной психологической проблемы.

Психология переживания в спорте

 

Регуляция психических состояний

 

При всей многогранности динамики психических состояний в спортивной деятельности специфика предмета психогигиены спорта позволяет определить три основных типа ситуаций, в которых используется психорегуляция: коррекция динамики усталости, снятие избыточного психического напряжения, преодоление состояния фрустрации.

Используются следующие методы:

-Релаксация;

-Аутогенная тренировка;

-Идеомоторная тренировка;

-Снятие избыточного психического напряжения;

-Классическая методика И.Шульца;

-преодоление состояния фрустрации;

Фрустрация-психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, или, проще говоря, — в ситуации несоответствия желаний имеющимся возможностям. Такая ситуация может рассматриваться как до некоторой степени травмирующая.

Более подробно о методах рехуляции психических состояниях в этой статье:

Методы психической регуляции спортсменов

 

 

В.Ф.Сопов.
Теория и методика психологической подготовки в современном спорте. Методическое пособие.

Методические рекомендации предназначены тренерам различной квалификации, спортивным менеджерам, спортивным психологам для организации психологической подготовки спортсменов по различным видам спорта. Целью пособия является ознакомление с наиболее часто применяемыми формами и методами психологической подготовки в связи с особенностями спортивной деятельности.